Екатерина Мыколайко – солистка
Днепропетровской оперы и Днепропетровской филармонии, обладающая редким тембром
голоса – драматическим сопрано.
Перед вами вторая часть нашего
большого интервью. Из нее вы узнаете о двух работах Екатерины Юрьевны в
консерватории, о пении дома, о любимих певцах и о хобби.
Первую часть можете прочитать, перейдя по ссылке:
Первую часть можете прочитать, перейдя по ссылке:
Беседу вела Оксана Розовик
- Как Вы справляетесь с волнением перед выступлением?
- Конечно,
когда выходишь на сцену, волнуешься всегда. Я дышу. Всегда перед выходом на
сцену нужно помолиться, сесть, успокоиться и обязательно несколько раз глубоко
вдохнуть, пока ты не почувствуешь, что сердце перестало трепыхаться. Говорят,
даже у Доминго всегда была дрожь в руках на сцене.
- И неважно, сколько ты спел спектаклей?
Все равно каждый раз нервничаешь?
- Конечно!
- Нет.
Вот как только наступает это спокойствие, пропадает трепет
перед подмостками, перед музыкой, пора уходить в другую
профессию. Потому что невозможно быть равнодушным к музыке. Особенно к такой,
как в «Сельской чести». От нее же мурашки по всему телу! Она же душу наизнанку
выворачивает! Как можно быть к ней равнодушным? Если равнодушен – уходи. Тебе
нечего делать на сцене.
- Как на сцене сдерживаться - не
засмеяться или не заплакать?
- Очень
тяжело! Но плакать и петь еще можно, а смеяться и петь никак не получится!
Помню, мне на 9 мая пришлось петь песню «Алексей! Алешенька! Сынок!». На
репетициях мы все плакали. Думали, на концерте сдержимся. Но нет! Я смотрю на
реакцию ветеранов, как они все это переживают, - и понимаю, что сейчас заплачу.
В таком случае нужно отвлечься на что-то другое, не думать о смысле песни. Я
начала думать о нотах, которые пою, об их длительностях, о вокальной позиции… О
чем угодно, только не о смысле того, о чем пою. Потому что можно сорвать
выступление.
- Нет.
- (Улыбается.) Нет. Бывало,
что мне приходилось распеваться дома, потому что перед концертом не было такой
возможности. И я ж там: «Ми-ма-му…» На следующий день в лифте обязательно
какой-нибудь сосед скажет: «А я слышал, как ты пела. А почему ты так редко
поешь? Пой почаще!» (Смеется.) То
есть, им нравится.
- А я думала, наоборот: «Что это такое?! Я сейчас полицию
вызову!»
- Нет.
Я в детстве очень увлекалась пением старинных романсов. Я же играющая. Я себе
аккомпанировала «Ночь светла», «Гори, гори, моя звезда», «Только раз»… И был
такой романс… Назывался «Напоминание». И в нем есть слова: «Ты помнишь ли тот
взгляд красноречивый?» Потом соседка снизу рассказывала, что ее сын сидит за
столом, делает уроки, слышит меня и: «Да помню я, помню!» (Смеется.) Так что, вокалист в доме – это постоянная неожиданность.
Но у меня еще есть моя машина, в которой я могу распеться по дороге. Я,
конечно, не знаю, как реагируют люди на остановках и на светофорах, но у меня
поющий автомобиль. (Смеется.) Когда
мне нужно доехать и уже быть распетой, то я включаю себе хорошую запись партии,
чтобы слышать оркестр, и пою на полную громкость. Я так Турандот пела, когда в
Харьков ехала. Можно было, конечно, приехать «нераспетой»
и плохо выступить. Но это же город, в котором я училась. У меня там множество
знакомых. И все пришли послушать, как я теперь пою.
- Сейчас
я работаю преподавателем. А раньше еще работала иллюстратором на
концертмейстерской кафедре.
- Это кто?
- Иллюстратор?
Молодому пианисту нужно на ком-то из вокалистов тренироваться, учиться. Но на
студентах-певцах тренироваться нельзя. Студент-пианист еще неопытный, не умеет
вести, дышать вместе с певцом. А студент-вокалист такой же неопытный, все время
борется с собой, со своими техническими недостатками. И поэтому со
студентом-пианистом всегда поет опытный певец. А я считалась хорошей певицей,
потому работала на государственных экзаменах у концертмейстеров. А на
экзаменах, чем сложнее произведение играет пианист, тем лучше. В итоге, я все
время пела очень сложные вещи – дуэт Набукко и Абигаиль, арию Аиды, арию леди
Макбет, арию Елизаветы Валуа, Вагнера… Это не считая романсов. А романсы тоже
брались максимально сложные. Это делалось для того, чтобы вокалист мог показать
будущего концертмейстера во всей красе и помочь ему получить высокий балл на
экзамене. Хоть произведения были очень сложными, но я благодарна ребятам за
такой опыт.
- Зато теперь Вы можете петь с любым, даже
слабым, пианистом.
- (Смеется.) Да, мне
несложно! В итоге, другой вокалист, не работая в театре, потерял бы навыки
пения сложных арий, а у меня они постоянно были в репертуаре.
- Я
считаю, что 10 лет преподавания в консерватории мне дали очень много, потому
что, во-первых, когда я занимаюсь с учеником, те ошибки, которые сама делаю в
пении, наглядно вижу у своего ученика.
И тогда…
- Стыдно-стыдно!
- (Улыбается.) Анализирую! По
полной программе! И сама я уже не делаю этих ошибок. Потому что понимаю: я уже
300 раз сказала своей студентке, что вот эти ноточки, переходные, надо собирать. Сказала,
и сама себе запомнила. Ведь все мы со стороны умные, критиковать умеем
мастерски. А сказать, что нужно сделать, чтобы получилось правильно,
и самой показать голосом разницу мало кто может.
- Терпению.
Особенно когда ребенок ошибается (а ошибок очень много!), нужно иметь
психологическую стойкость, чтобы «не
растоптать» его, когда он сошел со сцены. Нужно
сдержаться и не выплеснуть ему все, что хочется. На ошибки
указывать нужно очень четко, но делать это
мягко. Не должно быть жесткого подхода к вокалисту. Студенты, если что-то не
получается, сами себя грызут, злятся,
а тут еще сверху преподаватель… И ребенок завтра
пойдет и заберет документы. Потому что он сделал все, что мог, а его наругали.
Нельзя так. К студентам всегда нужно относиться с любовью. Педагог – не
родитель. Если он наругал студента, тот это
носит долгие годы. То, что простишь
родителям, не простишь педагогу. Поэтому преподаватель должен сдерживать
эмоции.
- Как Вы считаете, преподаватель должен
держать дистанцию со студентами, или возможен вариант теплых доверительных
отношений?
- У
меня не получается держать дистанцию. Дистанция не позволяет вокалисту
раскрыться на полную. Если педагог на вытянутую руку со студентом, студент
работает в полную силу, но душу его ты не заденешь. Душа раскрывается только
тогда, когда есть супер-доверие к педагогу. Настолько серьезное, что прямо
маме не сказала о какой-то проблеме, а Катерине Юрьевне пришла и рассказала.
И только тогда появляется настроение петь, желание показать все,
что умеешь. В студенте включается музыкант. Когда идет дистанция с педагогом,
тогда растят ремесленника. Человека, который правильно вдохнет, пошлет ноту в
правильное место, очень четко произнесет каждое слово… То есть, какие-то технические
моменты он сделает, но никогда не раскроет педагогу душу. А если, не дай Бог,
раскроет и получит по шее, вообще закроется навсегда. Даже на сцене никогда не
раскроет. Творческий человек рождается только в содружестве с творческими
людьми. Мои студенты – это моя любовь, мои дети.
- Да.
У меня сейчас выпустилась девочка… Она когда-нибудь будет драматическим
сопрано. Надеюсь. Потому что у нее плотный, очень красивый тембр. Но пока что
она еще не вытягивает драматический материал. Пока только лирические партии
может петь. Но, думаю, она дорастет. У нее шикарный голос!
- Так представьте нам ее!
- Да!
Это Оксана Хоменко. В Интернете есть записи
с конкурса Гмыри. Мы там взяли 3-е место. Она даже получила у нас в городе
премию за лучшее исполнение женской роли в спектакле.
- В каком?
- Она
пела Серпетту в «Мнимой садовнице» Моцарта. А выпускалась она в 2019-м году с
партией Дорабеллы в “Cosi fan tutte”.
То есть, наполнение голоса будет драматическим. Но пока не надо. Пока пусть
лирику поет.
- Ага!
(Смеется.) Дело в том, что в моем
классе все строптивые. Но, когда они приходят ко мне, то забывают об этом.
Потому что как можно быть строптивой, когда к тебе по-хорошему, когда тебя
любят, когда ждут, что сейчас очень хорошо будешь петь? Я никогда не
перекладываю ответственность на студента. Если он плохо выступил, виновата я.
Значит, где-то недоработала или не дала возможности лишний раз обкатать
программу.
- Бывало такое, что Вы не могли найти
общий язык со студентом?
- Да.
Есть студенты, которые слушают кого-то, ходят на чьи-то мастер-классы или
смотрят их в Интернете, а потом приходят на урок и начинают проверять своего
педагога, правильно ли он их учит. В моем классе такого недоверия не может
быть. Если ты пришел ко мне учиться, то ты должен мне доверять. Если нет
доверия, как я могу достучаться до студента?
- Да, толку не будет.
- Да.
Иди к тому, кого ты будешь каждый урок проверять. А если ты такой умный, зачем
тебе педагог? Иди учись сам, пой. Я считаю, что доверие к педагогу прежде
всего. И открытая душа, когда ты приходишь и воспринимаешь все, что тебе
говорят.
- Мой
кумир, моя любовь, певица, которая меня вдохновляет еще со студенчества – это Виолетта Урмана. Это певица, которая раньше
пела больше репертуар драматического сопрано, а теперь перешла на меццовый – на
Амнерис, Азучену… Не сильно низкие, но меццовые партии. Она звучит потрясающе!
И, мне кажется, мой голос чем-то перекликается с ее. Тембры, конечно, разные,
но масштаб голоса такой же. И эмоционально я такая же. Она у меня в друзьях на «Фейсбуке».
И вот она выставляет какую-то новую фотографию, а я ее сразу «залайкаю»,
сердечками закидаю… (Смеется.) Я
рада, что в наше время есть такие великие певицы. Конечно, жаль, что не стало
Монтсеррат Кабалье, вдохновительницы всех оперных певиц. По отдельным партиям мне нравятся: по Аиде – Леонтин Прайс, по Турандот – Ева Мартон, по
Вагнеру – Джесси Норман.
- Я видела на «Фейсбуке», что Вы
увлекаетесь пчеловодством.
- Да,
есть такое!
- У
моего мужа династия пчеловодов. Когда я вышла замуж, он мне сказал: «Как
хочешь, а я пасеку заведу.» Я была не против. И это настолько интересно! На
пасеке можно простоять среди ульев с 10 утра до вечера, а кажется, что прошло
от силы полчаса. Эта вибрация пчелиной семьи, аромат воска, меда, настолько
умиротворяют, успокаивают! Это какая-то нирвана! А еще дома всегда есть вкусный
мед.
- Какой больше всего любите?
- Майский,
потому что он долго не густеет. Еще очень люблю рапсовый мед, но немного,
потому что он очень сладкий.
- А какие еще у Вас хобби?
- Лошади.
Я люблю лошадей. У меня точно так же наступает успокоение, когда я с ними
общаюсь. В тяжелые, нервные периоды лучше всего на полдня уехать к лошадям. И
это лучшее восстановление.
- Что бы Вы хотели пожелать начинающим
оперным певцам, вчерашним выпускникам консерватории?
- Дорогие
друзья, если уж вас угораздило заразиться этой вокальной лихорадкой, и вы жизнь
свою не представляете без сложнейших оперных арий и живёте этим искусством, я
вас поздравляю! Вы счастливейшие из людей! Никогда не отступайте от
выбранного пути. Изучите себя, вникайте в суть исполняемой вами музыки,
постоянно учите что-то новое, но и об отдыхе не забывайте. Голос скажет вам
«спасибо». Не забывайте ваших преподавателей, будьте им благодарны за частичку
души, подаренную вам. Пусть никто не обрежет вам ваши крылья и ваш творческий
полёт продолжается долго. Пусть украинские голоса продолжают звучать на самых
лучших сценах мира!
Немає коментарів:
Дописати коментар