Диана Зябченко: «Сцена не прощает лжи»


Девушка с характером, внутренним стержнем, уверенная в себе. Яркая, харизматичная, артистичная Диана Зябченко, студентка 1-го курса магистратуры кафедры оперного пения НМАУ им. Чайковского, никого не  оставит равнодушным своими выступлениями. Думаю, со временем она будет делать кассу любому театру и станет желанной гостьей на лучших оперных сценах мира.
Мы с Дианой планировали интервью еще в феврале, но у нас не совпали графики работы. И вот сейчас, во время карантина, благодаря Интернет-связи, осуществили наш задум. Надеемся, вам, уважаемые читатели, будет интересен наш разговор.

Беседу вела Оксана Розовик.




- Где Вы родились и выросли?
- Я родилась в Виннице и прожила там до 19 лет. До поступлення в консерваторию.

- Вы с детства занимаетесь музыкой? С чего начались Ваши занятия? Вы охотно занимались в музыкальной школе, или мама сидела рядом с ремнем, как это у некоторых бывает?
- Я начала заниматься музыкой в 5 лет. Мама отвела меня в вокальный ансамбль. А через год она сделала очень интересный и, я считаю, очень мудрый ход – отвела меня на 3 «секции»: хореографию, рисование и в музыкальную школу. Я сказала, что на протяжении года буду заниматься всем, а потом решу, что мне больше по душе. И поняла, что мне ближе всего музыка, а особенно пение (во многом повлияла моя педагог в музыкальной школе). Так начался мой музыкальный путь. В музыкальную школу я ходила с удовольствием, меня никто не заставлял. Мне там было интереснее, чем в обычной школе. Я обожала и пение, и сольфеджио, и музыкальную литературу. Но вот фортепиано не любила. И маме приходилось заставлять меня играть гаммы, арпеджио, аккорды... Для меня это было ужасно. Я была не особо усидчива.
  
- После чего решили стать певицей? Кто заметил Ваши вокальные данные?
- Я с детства об этом мечтала. В разные периоды это были разные мечты. Конечно, как у всех, были периоды сомнений. Но, все-таки, любовь к искусству взяла верх. Мои вокальные данные заметила моя педагог в музыкальной школе. Сначала я училась академическому вокалу. Всех детей так учат, всем одинаково ставят голоса, потому что лет до 12 невозможно понять, какой стиль в музыке для данного голоса ближе. И она как-то сказала, что строение моего голосового аппарата больше подходит для академического вокала. То есть, в дальнейшем – для оперы.
  
- Как произошло Ваше знакомство с оперой? Чем она Вас привлекла?
- Сначала я не мечтала об опере. Мне просто нравилось петь. Как и многие, представляла себя на сцене с микрофоном. А опера меня заинтересовала в музыкальной школе. Меня очень сильно впечатлила и врезалась в память запись «Хабанеры» из «Кармен» (правда, не помню, в чьем исполнении). Я тогда подумала: «Боже, как бы я хотела такое спеть!» И это до сих пор моя мечта, потому что «Кармен» - одна из любимейших опер. И это мой самый любимый образ.
  
- Как Вы готовились к поступлению в консерваторию, и где Вы учились до нее?
- Как я говорила, я поступила в училище. Ныне это Винницкий колледж культуры и искусств имени Николая Леонтовича, который открыл мне большой мир по-настоящему классической музыки, оперной музыки. Я поняла, что мне это действительно нравится. И что это очень тонкое искусство и очень особенное. Что оно не для всех, но оно прекрасно. Во многом на это повлияла моя первая педагог - Самойлова Елена Григорьевна. Музыкальность, пение душой, тонкости музыкальной ткани - это она воспитывала.
Но большая любовь началась где-то на 3-м курсе училища. А до этого я не хотела ограничивать себя только академическим вокалом, поэтому решила попробоваться в эстрадно-джазовом. Я ходила в студию, где пела такой репертуар. И даже выступала с джазовым бэндом. Но поняла, что на данном этапе два вокальных стиля очень тяжело совмещать, тяжело постоянно переключаться. Может, в будущем, когда буду хорошо владеть своим голосом, смогу попробовать себя в разных жанрах. Но тогда я склонилась в сторону академического вокала. Потому что хотела учиться дальше, поступить в консерваторию. Понимала, что для меня училище – не предел. И самой лучшей для меня была консерватория в столице, в Киеве. Хотя я никого из педагогов не знала. Знала только некоторых студентов. Но решила, что хочу попробовать туда поступить. На 4-м курсе, осенью, захотела поехать в Киев на прослушивание. Чтобы узнать, есть ли у меня потенциал, смогу ли я дальше развиваться и стать оперной певицей. Поскольку никого в консерватории не знала, решила обратиться к заведующему кафедрой, Александру Николаевичу Дьяченко. Дала себе установку: если прослушивание пройдет успешно, то я целый год буду работать изо всех сил, чтобы поступить в консерваторию. А если скажут, что моих способностей недостаточно, то буду думать о чем-то другом. Приехала в чужой город, очень волновалась. Все было, как в тумане (смеется). В классе, кроме Александра Николаевича, было несколько старшекурсников. Было очень волнительно петь перед такой аудиторией. Но атмосфера была доброжелательной, за что я очень благодарна Александру Николаевичу. Он сказал, что у меня красивый голос, меццо-сопрано. И, если есть возможность, нужно готовиться к консерватории и пробовать поступать.


     - Расскажите о 1-м вокальном туре на вступительных экзаменах. Что Вы пели? Страшно было выступать перед такими мэтрами? Как комиссия среагировала на Ваше выступление?
- В 1-м туре я пела 3-ю песню Леля из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» и народную песню «Ой заграйте, музики!». Я в этот день так переживала, как никогда в жизни. Для меня всегда выход на сцену – это выход в комфортную среду, потому что я обожаю сцену, и она меня как-то по-другому открывает. Очень классно чувствую себя на сцене. Но на экзамене я хотела сбежать. Думала, что никогда не успокою свое дыхание. Но когда переступила порог, переключилась и смогла себя собрать. Атмосфера была строгой. Я решила, что должна сейчас сделать все, что могу. Потому что в эти 5 минут вложены годы моего труда. Мне запомнилось только, как Мария Юрьевна [прим. авт. Стефюк] тихонько сказала кому-то из членов жюри: «У девочки красивый тембр.»


- Каково быть меццо, когда почти все вокруг - сопрано? Вы никогда не комплексовали, не хотели быть сопрано?
- Меццо-сопрано - один из самых редких и красивых певческих голосов. Обладать таким типом голоса- это гордость,а никак не комплекс.

- Как происходит распределение студентов по преподавателям? Студент имеет право выбора?
- Распределение студентов осуществляет вокальная кафедра. Она, по возможности, учитывает пожелания студентов. Когда мы узнаем, что поступили, можем написать заявление, к кому из педагогов мы хотим. Если этот педагог заинтересован и имеет возможность взять в свой класс, это учитывается на кафедре.

- Вы сразу попали в класс Александра Дьяченко? Это был Ваш выбор, или Вы попали туда по распределению?
- После того, как я съездила к Александру Николаевичу на консультацию, поняла, что хочу учиться именно у него. Но у него хотели учиться очень многие, потому что это выдающийся певец, заведующий кафедрой. Но заявление я написала. Как, наверно, еще человек 20. И просто ждала вердикта. И по распределению попала к Александру Николаевичу. Я безумно этому рада. Очень ему благодарна, что он поверил в меня и увидел во мне потенциал. Он увидел на перспективу, что может получиться из моего голоса в дальнейшем. В мое развитие вложено очень много труда. Первые 4 года я буквально жила в консерватории. Утром пары, потом специальность, а дальше я до вечера сидела и слушала старших студентов. А после этого еще оставалась, чтобы позаниматься самостоятельно, закрепить то, что учили в классе, или выучить новый репертуар. И по сегодняшний день я очень много занимаюсь. Когда я поступила, пришлось перестраивать манеру исполнения. Потому что Александр Николаевич – приверженец старой итальянской школы, итальянских традиций, что позволяет нам в будущем обрести красоту тембра и сохранить голос на долгие годы. У самого Александра Николаевича до сих пор голос молодого парня. И я считаю, что нельзя сказать в какой-то момент, что ты научился пению, потому что это постоянный процесс. Процесс развития. Мы всю жизнь учимся петь. И у всех великих певцов на протяжении всей жизни были педагоги, которые контролировали правильность исполнения. Еще хочу сказать, что в тандеме с Александром Николаевичем в нашем классе работает прекрасный концертмейстер – Наталья Леонидовна Королько. Это профессиональный музыкант с огромнейшим опытом. За период работы в консерватории она сотрудничала с великими певицами. Одна из них – Евгения Семеновна Мирошниченко. И они воспитали плеяду очень хороших исполнителей, которые сейчас поют во всем мире. У Натальи Леонидовны есть огромный багаж знаний, приемов и пониманий, которые она в нас вкладывает. Я ей за это очень благодарна. Она невероятно требовательна, но также невероятно профессиональна. И занятия, выступления с ней – сплошное удовольствие, рождение музыки.


- Расскажите для людей, далеких от музыки: почему, даже если у двух концертмейстеров одинаковый уровень мастерства, тяжело петь с не своим, не с тем, с кем занимаешься в классе?
- Это деликатный вопрос. На самом деле, ансамбль вокалиста и пианиста далеко не всегда зависит от мастерства. Если сказать просто, важно, чтобы концертмейстер чувствовал, умел слышать вокалиста и умел помочь ему в экстренной ситуации. Потому что на сцене бывает всякое. Важно, чтобы концертмейстер вовремя смог «словить» вокалиста, поддержать и незаметно выйти из сложившейся ситуации. На сцене не должно быть двух солистов. Должно быть 2 музыканта, работающих на общий результат. Нужно видеть цель, с которой выходим на сцену. Мы с концертмейстером выходим, чтобы подарить людям эмоции, чувства, заставить задуматься, пережить с нами эту историю,дать возможность понять произведение. Показать зрителям что-то новое. Когда у пианиста и вокалиста такие цели, тогда и получается музыка.

- Чем педагог-солист оперного театра отличается от педагога, который только преподает? Какие преимущества и недостатки?
- Оба педагога несут нам вокальную школу. Их миссия – научить нас петь. Но солист может поделиться опытом, как не просто петь, а петь на сцене. Однако, не каждый великий певец может быть великим педагогом. Важно, чтобы педагог имел хороший вокальный слух и четко понимал, как помочь именно этому молодому певцу, какие у него есть проблемы и как от них избавиться. Еще важно не навредить. У кого-то бывает от природы правильная постановка голоса, и его нужно только развивать, а не ломать.
  

- Если студент хочет петь одно, а педагог выбирает другое, как решаются такие конфликты интересов?
- Студенты часто хотят браться за очень сложные произведения, за драматический репертуар. Хотя для них у молодого певца еще недостаточно вокального мастерства и жизненного опыта (для раскрытия образа). Безусловно, иногда бывают конфликты с педагогом. Но нужно полностью ему доверять и иметь терпение. Не имея хорошей вокальной техники, ты будешь петь желанные произведения, как умеешь, в неправильной манере. И, даже когда научишься петь хорошо, переучить произведения в новой манере будет практически невозможно, потому что мышечная память остается на долгие годы. Проще выучить что-то новое, чем переучить старое. Могу сказать, что на начальном этапе нужно тратить много времени на распевки, на упражнения для дыхания, на вокализы. Вокализы даются аж до 4-го курса на каждом экзамене. А из произведений лучше всего начинать со старинных итальянских арий (Вивальди, Скарлатти, Перголези и т.д.)

- Для чего нужны распевки? Как они помогают усовершенствованию мастерства? Это совершенно непонятно, когда слышишь сотню раз "ми-мэ-ма-мо-му" и "зи-зи-зи".
- Распевка для вокалиста - это тоже,что и разогрев, разминка для спортсмена,балерины. Нельзя петь без разогрева и настройки. Голосовой аппарат состоит из мышц,которые легко повредить без предварительной подготовки. Распевка помогает найти правильную позицию,настроить голосовой аппарат,дыхание. Распевок существует огромное количество,чаще всего они состоят из отдельных гласных,согласных,слогов или слов. Поэтомудля человека, который мало знаком со спецификой пения,может показаться странным этот набор звуков.


- Обязательно участвовать в конкурсах? Важен ли для студентов конкурсный опыт?
- Безусловно. Потому что конкурс – это испытание на выносливость. Мы начинаем лучше понимать себя, свои возможности, видеть свои слабые места. Очень важно, что к конкурсам нужно быть готовым психологически, потому что конкурс – это гонка. Не всегда она справедливая. И не всегда мы можем вынести то, над чем работали на протяжении всего времени. Конкурсы очень субъективны. Это мнение определенного круга людей, а не всех. Сейчас конкурсы для молодых певцов – это платформа, где их могут заметить и предложить дальнейшее сотрудничество – учебу или работу. Не всегда тот, кто приходит первым, побеждает. Главное – вынести правильный опыт из каждого конкурса.

- Есть ли у Вас опыт участий в конкурсах? Какой из конкурсов был самым запоминающимся?
- Да, определенный опыт есть. Каждый конкурс менял меня. Я каждый раз пересматривала свое отношение к музыке, к своей работе. Наиболее запоминающимся был конкурс имени Алиды Ване в Латвии летом 2019-го года. Я получила премию «Молодой талант». На конкурс по предварительному видеоотбору отобрали 20 участников со всей Европы. Было несколько туров. И последний тур был с оркестром. Для меня это был важный опыт. Конкурс проходил летом, когда консерватория закрыта. У меня не было возможности заниматься с моим педагогом и готовиться. Определенный пласт мы сделали на протяжении месяца, а дальше я занималась сама. И это было испытанием. У этого конкурса был большой плюс. Жюри сделало конкурсантам своего рода подарок,»обратную связь".Каждый участник заходил в кабинет, где сидели члены жюри, и ему рассказывали полностью впечатления от его выступлений. Я для этого и иду на конкурс. Чтобы услышать мнение и знать, над чем нужно работать дальше. Еще большой плюс был в том, что выступления проходили в новом концерт-холле, который открылся за 2 недели до этого. Это невероятный красоты зал с невероятной акустикой. Еще преимущество конкурсов в знакомстве с участниками из других стран. Ты также слушаешь пение других конкурсантов и можешь почерпнуть у них что-то новое для себя.

- Как справиться с волнением перед выступлениями?
- Хочу выделить 2 аспекта. Первый – понимать, для чего ты выходишь на сцену, что ты хочешь донести до зрителя, что хочешь ему сказать. Ведь очень важно, когда выходишь на сцену, - это не показать себя, понравиться, а донести суть произведения, свое понимание образа героя, эмоции и чувства. Нужно любить не себя в музыке, а музыку в себе. И второй аспект – это опыт. Чем больше разных выступлений, тем быстрее сцена станет домом. Вообще, сцена – это постоянный вызов себе, потому что она не прощает лжи. Если ты честный, она принимает тебя, если ты играешь (в плохом смысле), никогда не будешь «своим».

- Расскажите о Вашем дебюте в оперной студии. Что это была за партия? Страшно было выступать перед таким большим залом?
- Моим дебютом в оперной студии была партия Дуняши в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Я училась на 3-м курсе. На тот момент разделение на оперных и камерных певцов происходило на 4-м курсе. До этого все учились вместе. Но если студент младшего курса захотел выступить в студии, подготовил партию, сдал дирижеру, и того все устроило, этот студент может принимать участие в спектакле. У меня было такое желание еще с 1-го курса, но я не была готова. А на 3-м курсе решила, что уже готова. И самостоятельно выучила партию Дуняши. Пришла к дирижеру, и он дал мне допуск. У нас с ним еще было пару занятий. И вот зимой я первый раз спела в оперной студии. Я была так счастлива! Это один из самых радостных моментов в творческой жизни. На сцене было много солистов, а Любашу пела Ирина Петрова из оперного театра. Было очень интересно наблюдать за всеми.

- Какие партии сейчас в Вашем репертуаре? Какая любимая?
- В моем репертуаре сейчас Ольга из «Евгения Онегина» Чайковского, Маддалена из «Риголетто» Верди, Дуняша... И вот у меня готова партия Клариче из оперы Россини «Пробный камень». Надеюсь, что дебют состоится после карантина. Любимой партии нет. Каждую люблю по-своему, потому что они все совершенно разные. Но, если нужно выбрать, пожалуй, выберу Магдалену, потому что это образ сильной, яркой женщины. Мне он очень нравится, очень импонирует. Прекрасная музыка в сцене грозы. Последнее действие – это что-то нереальное!

- Какие партии Вы бы хотели спеть? Почему именно их?
- Партия мечты – Кармен. Это очень интересный и сложный образ сильной, свободолюбивой женщины. Она сама выбирает свою судьбу, свою жизнь, кого ей любить. Никто не может ей диктовать, как жить. В образе много красок. В том числе и тембральных, потому что Кармен меняется на протяжении оперы. Но всему свое время. До Кармен еще нужно расти. И я надеюсь, что моя мечта осуществится. На данный момент мне еще нравится музыка Россини. Я считаю, что мой голос подходит для нее и хорошо в ней раскрывается. В ближайшее время спою Клариче, а потом хотела бы спеть партию Изабеллы из оперы «Итальянка в Алжире». Я уже спела несколько арий Изабеллы. Это очень веселая опера. А Изабелла – настоящая женщина. Такая хитрюшка, которая с помощью своих женских чар может разрешить любые ситуации. Перед карантином в консерватории был мастер-класс с итальянским дирижером Эллио Орчуоло, в котором я смогла поучаствовать. Пела арию Изабеллы. Мы получили очень много ценных советов по стилистике, произношению, динамике... Это было очень полезно.

  


Диана Зябченко: «Оперный певец должен нести свой стиль и во внешнем виде тоже»


- Вы очень артистичная девушка. Как Вы входите в образ, настраиваетесь на роль?
- Я считаю, что вокал и актерская подача, подача образа – это неразделимые вещи. Я все время учусь, работаю над тем, чтобы уметь это соединять в комплексе. Потому что считаю, что это равносильно. Никому не интересны ноты без наполнения, но также, если ты не имеешь вокальной техники, а только образ, это уже не опера. Многим людям, далеким от оперы, кажется, что выступать на сцене очень просто. Выходишь, открываешь рот – и все само собой получается. Но в эти 5 минут вложено очень много работы. Как у меня начинается работа над произведением или над ролью? В первую очередь, нужно точно выучить музыкальный материал, музыкальный текст. Параллельно идет разбор словесного текста. Это, конечно, произношение, точный перевод текста. Также мы нарабатываем интеллектуальную часть образа. Это знания о стиле, периоде, когда написана опера, что происходило в мире, что происходило с композитором, когда он это писал. Если эта опера написана по мотивам какого-то литературного произведения, желательно его прочитать, потому что композитор вдохновился этим произведением. Дальше идет работа над вокальной частью с педагогом и самостоятельно. Это фразировка, динамика и работа над техникой, над нюансами. Очень важно (и, к счастью, благодаря Интернету, мы имеем такую возможность.) послушать эту партию в исполнении великих певцов разных времен и эпох. Мы учимся у них. Но нужно слушать и анализировать, а не копировать образ или манеру исполнения. Если поешь арию, важно знать либретто всей оперы. Из какой части эта ария? Что там происходит? Потом внутри себя выстраиваешь драматургию образа, его развитие, кульминацию. Важно соединить задум композитора со своими чувствами и жизненным опытом, чтобы получилось что-то индивидуальное. Что касается меня, мне очень помогает музыка. Много кто говорит, что, когда он на сцене, он представляет себе образы. У меня это по-другому. Я во время работы представляю себе образы, картины, как это будет выглядеть на сцене. Но, когда я на сцене, я уже ничего не представляю. Когда звучит музыка, она наталкивает меня на нужное настроение и рождает во мне нужные эмоции. Я на сцене начинаю проживать жизнь этого героя, его эмоции. Во время выступления должно петь все тело и душа.


- Вы любите драматический театр? Хотели бы сыграть какую-то роль? Если да, то какую?
- Я обожаю драматический театр! Оперный певец в какой-то степени драматический актер. Меня очень вдохновляет драматический театр. Один из самых любимых – это театр русской драмы имени Леси Украинки. Там очень много талантливых актеров и режиссеров. И каждый спектакль, на который я ходила, произвел на меня очень сильное впечатление. Я все их помню. Сама хотела бы сыграть Анну Каренину. Этот образ не имеет сходства со мной. Не могу сказать, что он мне импонирует, но он очень сложный и противоречивый. В нем нужно проделать очень большую работу. А я обожаю работу! Люблю сложности, люблю копаться, решать, приходить к истине. Жаль, что нет оперы «Анна Каренина». Мне кажется, что она была бы написана для меццо-сопрано, и я могла бы ее спеть. Но кто знает? Все в жизни возможно. Может, такая опера и будет.

- Что из себя представляет современный оперный певец?
- Для меня оперный певец – это комплекс техники, харизмы, актерского мастерства, интеллекта, внешности и души. Сейчас в оперном мире очень большая конкуренция. И недостаточно просто петь. Порой у современных режиссеров бывают бешенные задумки. И ты должен бегать, прыгать, делать кувырки, ползать... И при этом петь. Мир развивается, и опера тоже не стоит на месте. Конечно, это элитарный вид искусства, не для всех. Хотя сейчас его хотят осовременить и сделать более интересным для широких масс. Но во все времена ценятся голос и душа. Если у тебя широкая душа, глубокая, ты знаешь, что хочешь сказать, это цепляет всех в зале, заставляет плакать или смеяться. Человек не может пошевелиться и с замиранием смотрит на сцену.

- На карантине ведущие оперные театры мира выложили в Интернет свои видеозаписи. Вы что-то смотрите? Как выбираете?
- Постановок не большое количество,так как многие спектакли прошлых лет уже видела ранее. Смотрела прямую трансляцию «Кармен» с Анитой Рачвелишвили и Даниелом Баренбоимом из Немецкой государственной оперы,«Cosi fan tutte» из Лондонской королевской оперы,«Il Barbiere di Siviglia» из «Метрополитен опера» и другие.

- Какими языками должен владеть современный оперный певец? Какими владеете Вы?
- Современный оперный певец обязан владеть иностранными языками. Английский – это не обсуждается. Он нужен для работы, с ним тебя поймут в любой стране. Мы поем на разных иностранных языках. Однако, чаще всего – на итальянском, немецком и французском. И великие современные певцы знают все эти языки. Конечно, на определенном уровне. Нужно уметь хотя бы правильно произносить слова, читать и понимать смысл прочитанного. У меня английский на среднем уровне. Так же мы в консерватории учим итальянский и немецкий или французский на выбор.

- Где студенты-вокалисты берут костюмы для концертов и экзаменов? Шьют на заказ, покупают готовые или берут напрокат? Есть ли требования, как часто нужно менять костюмы? Можно в одном платье или костюме выступать 2 года на всех концертах?
- Это очень индивидуально. Студент выбирает себе костюм сам. Чаще всего это пошив на заказ или покупка готового изделия. У студентов, обычно, нет финансовой возможности на каждый концерт одевать новый костюм. Поэтому у большинства из нас в гардеробе есть несколько костюмов, и мы их меняем. Можем 2 года подряд, можем больше или меньше. Кто как. Определенных требований нет. Но, поскольку мы академические певцы, то есть немного строгости. Хочу сказать по поводу своего стиля, что у меня другой взгляд на внешний вид современного оперного певца на сцене. Я считаю, что уже давно прошло время бальных платьев, платьев-тортиков, всяких огромных налакированных кудрей, бабетт, причесок. Несколько лет назад я поняла, что мне очень удобно выступать в брюках. С тех пор я начала выбирать себе сценические наряды с брючным низом. Это, чаще всего, комбинезоны, брючные костюмы, брюки с каким-то интересным верхом. Мне в этом комфортно, я вижу в этом эстетику и вижу себя. Я считаю, что оперный певец должен нести свой стиль и во внешнем виде тоже.

- Чем Вы интересуетесь, кроме оперы? Какие у Вас хобби?
- Я обожаю искусство во всех его проявлениях. Больше всего люблю живопись. К сожалению, рисовать я вообще не умею, но это не мешает мне восхищаться, наслаждаться и постоянно вдохновляться художниками и их работами. Я очень люблю Ван Гога, Климта, Шиле и художников-импрессионистов – Ренуара, Моне. Если есть возможность путешествовать, я обязательно посещаю музеи и галереи. Я, наверно, была во всех музеях Киева, потому что очень это люблю.

- Где могут подрабатывать студенты-вокалисты?
- Я считаю, что, пока мы не установились в вокальной манере, не нужно искать работу, связанную с пением, потому что можно себе навредить. Работать певицей можно только когда уже поставлена хорошая вокальная техника. Моя подработка связана с музейной работой. Я хотела иметь возможность немного отвлекаться от вокала, в чем-то еще себя находить. Был период, когда я работала медиатором в музейно-художественном комплексе «Мистецький арсенал». Это центр современного искусства. Мне это очень нравилось, потому что каждый день я находилась в творчестве, общалась с интересными людьми. Это все и отвлекало меня, и давало возможность переключаться. Потому что зацикленность на чем-то делает тебя ограниченным. Мне работа помогала и давала новые силы для музыки. Я очень много для себя в этом открыла.

- Как изменилось Ваше восприятие оперы после почти 5 лет учебы в консерватории?
- Когда я решила связать свою жизнь с оперой, с театром, поняла, что выбираю не просто одну профессию, не просто работу. Я выбираю целую жизнь. Потому что пение в опере – это не работа. Это постоянный процесс внутри тебя, в твоей голове, в душе. Ты никогда не отдыхаешь. Если ты по-настоящему горишь, это всегда с тобой. Когда работаешь в театре, в каждой роли проживаешь новую жизнь, новую профессию, новый характер, новые эмоции. И благодаря этому я постоянно могу быть кем угодно, новым человеком. Я могу прожить много жизней, живя одну.

- Что бы Вы пожелали читателям?
- Всегда быть собой, очень много трудиться. Потому что добиться результата можно только настоящим трудом. Любите оперу, ходите в театр, постоянно развивайтесь, старайтесь понять ее и просто любить.

3 коментарі: